В остафьевском фондовом собрании есть предметы одежды, принадлежавшие прежним владельцам усадьбы — Павлу Сергеевичу, его супруге Прасковье Васильевне и его матушке Екатерине Павловне Шереметевым.
Некоторые из этих предметов можно увидеть в наших экспозициях. В гардеробной на парадном этаже находится накидка синего сукна и длинная нижняя юбка коричневого цвета. История появления в музее этих предметов одежды и некоторых личных вещей Шереметевых особая, так как эти вещи вернулись в родной дом спустя 100 лет.
Открытый в 1899 году Сергеем Дмитриевичем Шереметевым и закрытый в 1930 году, музей вновь открыл свои двери для всех желающих в 1988 году. Появились и дарители.
Среди тех, кто вернул экспонаты, оказались три очень пожилые женщины — сестры, когда-то маленькими девочками жившие здесь в Остафьеве в нелегкое послереволюционное время. Их отец, Иван Гаврилович Каинов, с начала 1920-х годов работал в музее под началом Павла Сергеевича Шереметева. Семья Каиновых жила в том же западном флигеле, что и Шереметевы, только этажом выше.
Одежда была передана, по свидетельству дарительниц, Павлом Сергеевичем и Прасковьей Васильевной Шереметевыми для того, чтобы ее перешили для девочек. Времена были суровые, ничего нельзя было купить. Но вещи не перешили, сохранили и вернули в родные стены спустя десятилетия. Одежду Шереметевых перекладывали, берегли, но не носили. Когда сестры узнали, что в Остафьеве возрождается музей, решили вещи вернуть, понимая, что для музея – это огромная ценность.
Среди предметов, переданных в музей, оказалась женская нижняя юбка. Эту юбку сестры называли «юбкой для шуршания». Нижние юбки долгое время были обязательной деталью одежды и для крестьянок, и для дам высшего общества. Это был вид нижнего белья, их продолжали носить и в начале ХХ века. Кринолины, корсеты светские дамы оставили в прошлом, но от нижних юбок не отказывались, их делали многослойными, часто с воланами, даже с плиссированными оборками, шуршащими при движении, откуда и появилось их название «фру-фру». У нижних юбок было немало достоинств, они оберегали от холода, делали силуэт более женственным и сохраняли форму платья.
Юбка из музейного собрания имеет довольно непростую конструкцию. Она составлена из шести клиньев, передний — самый широкий, боковые — более узкие, а задние собраны на резинку. Юбка сшита из тафты коричневого цвета, которая, несмотря на тонкость, отличается плотностью и имеет глянцевый блеск. Эту ткань использовали и для верхней и для нижней одежды. Такой ткани свойственна практичность и долговечность, она водоотталкивающая. Использована такая фактура материала, что юбка, действительно, издает шуршание.
Более детальное описание истории этого предмета одежды можно узнать из статьи.
#фондыостафьево